Press&PR

На этой странице размещен архив материалов о проекте PERSONALSHOPPER, выходивших в масс-медиа.

Журнал Власть Денег

ЗАРАБОТАТЬ НА ШОППИНГЕ

Журнал «Власть Денег»,
Юлия Гаевая | Май 2009, (№227)

Ежедневный шопинг — вовсе не болезнь, а профессия Екатерины Ореховой. Походы по магазинам приносят ей ощутимую прибыль.

Когда в 2007-м Екатерина Орехова решила стать на предпринимательскую тропу, ей пришлось долго объяснять налоговым инспекторам, чем именно она собирается заниматься: «Среди типовых видов деятельности даже понятия «стилист» нет. Поэтому при регистрации предпринимательства пришлось выбрать пункт «Другие коммерческие услуги».

Г-жа Орехова — профессиональный шопер. Ее задача — помочь подобрать гардероб людям, обладающим финансовыми возможностями, но не имеющим на это времени, желания или же вкуса. Нехватку всего перечисленного и восполняет Екатерина Орехова. Причастность к миру моды с 1999 года, опыт работы в глянцевых журналах, стажировка в Италии и сотрудничество с Helen Marlen Group предприниматель сочла достаточным багажом для отправления в самостоятельное плавание. Стартовые инвестиции в размере $5-6 тыс. окупились спустя полгода.

Охота за одеждой
Подбор одежды в компании личного стилиста — удовольствие не из дешевых. Два часа работы Екатерины, программа-минимум, опустошат кошелек покупателя на 1200 грн. День, проведенный с шопером, обойдется в 2800 грн. в Украине и 3200 грн. за рубежом. Полная же ревизия гардероба или его комплектация «с нуля» потянут на 6000 грн. «Это своего рода абонемент. Ведь поиск, подбор и покупки в этом случае растягиваются на один-два месяца, — объясняет Екатерина Орехова. — Я провожу ревизию существующего гардероба, анализирую актуальность вещей и составляю спецификацию предметов нового гардероба. Случается, что в гардеробе уже есть хорошие, базовые вещи. В этом случае для того, чтобы докупить недостающий минимум, требуется всего неделя». При этом шопер приобретает предметы гардероба как самостоятельно, в пределах оговоренной с клиентом суммы, так и вместе с заказчиком, предварительно подобрав для него несколько вариантов.

На старте предприниматель полагала, что ее услуги будут востребованы больше всего среди молодых женщин. Но первым клиентом оказался представитель сильной половины человечества. И на сегодняшний день мужчины обеспечивают шоперу 40% заказов.

Большинство клиентов предпринимателя — это мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет, занятые преимущественно в сфере политики или бизнеса. «Работать с такими клиентами интересно, — не скрывает г-жа Орехова. — Это состоявшиеся люди. Они заказывают не только покупку отдельных комплектов одежды, но и ревизию всего гардероба. А вот представители шоу-бизнеса редко обращаются за помощью к шоперу — им требуется яркий, эпатажный образ, а потому они чаще работают с телевизионными стилистами».

Спрос на услуги г-жи Ореховой за почти два года работы удвоился. Иногда, по словам предпринимателя, ей даже приходилось привлекать ассистентов — студентов, ищущих себя в fashion-индустрии. Интерес к услуге снизился лишь однажды — в январе 2009 г. Но уже весной спрос со стороны состоятельных клиентов, способных за раз выложить 40 тыс. грн. на приобретение гардероба, стабилизировался. А вот средний класс, увы, из обоймы шопера практически выпал. Траты этой группы клиентов, как правило, ограничивались суммой в 10 тыс. грн., а места подбора гардероба сводились к магазинам масс-маркета и даже вещевым рынкам. «До осени 2008 г. мидл-класс еще проявлял интерес к персональным шоперам, — рассказывает Дмитрий Евенко, директор отдела маркетинга и коммуникаций компании Helen Marlen Group. — Но в связи с неблагоприятной экономической ситуацией представители среднего класса стали значительно экономнее. В данный момент для них такая экстрауслуга не является актуальной. По мере стабилизации ситуации в экономике и развития рынка спрос на данный вид услуги возрастет. Особенно этому будет способствовать появление шопинг-моллов и больших торговых центров. К шоперу будут обращаться в силу разных причин. Одна из них — отсутствие интереса к шопингу как таковому».

Институты не заканчивали
Людей, чья профессия — походы по магазинам, в Украине не готовит ни одно учебное заведение. Услуги по подбору одежды частным лицам иногда предоставляют стилисты, работающие на телевидении, люди, связанные с индустрией моды, однако это не является их главной статьей доходов. В соседней России образование шопера можно получить в одной из имидж-школ или в московской ассоциации Personal Shopping. Там проводят семинары и тренинги не только для профессиональных шоперов, но и для топ-менеджеров — «Одежда для успеха», «Дресс-код в бизнесе», «Статус и мир luxury. Часы, запонки, украшения». В Европе, США и России персональные шоперы уже работают даже по франшизе. «Украина к тиражированию идеи не готова», — считает г-жа Орехова. Она объясняет этот факт ограниченной аудиторией потенциальных клиентов. Люди, готовые доверить специалисту свой гардероб, живут всего в нескольких городах — Киеве, Одессе, Донецке и Днепропетровске.

Тем не менее специалисты из смежных с шопингом областей прочат этой услуге будущее уже к 2012 году, несмотря на кризис. «Персональный шопинг в Украине имеет большой потенциал, прежде всего в силу современного ритма жизни, — убеждена Анна Сытник, баер luxury house Villa Gross. — Эта услуга уже хорошо зарекомендовала себя. Надеюсь, единичные шоперы, работающие сейчас в Украине, выведут ее в формат модной тенденции». Рынок этой услуги будет развиваться по аналогии с Россией, где, вслед за личными шоперами, консультации по подбору одежды начали оказывать и специализированные компании. Профессия будет развиваться в двух направлениях: индивидуальные консультации для VIP-клиентов, предоставляемые специализированными шоперскими фирмами, и формирование штата шоперов при крупных магазинах и бутиках. Сейчас в Украине подобные консультации — редкость. Предоставляют их продавцы-энтузиасты, которые искренне хотят помочь клиенту.

По словам Лилианы Лозинской, директора «Дома моды Анны Бублик», только небольшой процент украинцев готов доверить свой гардероб постороннему специалисту. Однако через год-два, по мнению эксперта, ситуация изменится. В монобрендовых бутиках украинских дизайнеров открывать вакансию шопера не имеет смысла: консультирует клиента и проводит примерки сам дизайнер. А вот для мультибрендовых магазинов появление такой услуги целесообразно. Ведь сотрудничество с шоперами может повысить продажи на 20-30%.